Степной орёл русской поэзии19 Мая 2013, 20:12 1 комментарий
За сорок лет активной работы в русской литературе поэт и прозаик Валерий Латынин написал немало интересных и разнообразных по тематике произведений, героями которых являются знаменитые и малоизвестные люди — литераторы, политики, военные, студенты, простые селяне, неординарные личности, встреченные писателем на его жизненном пути. Но в московской писательской организации за ним давно и основательно закрепилось неофициальное второе литературное имя — Казак. Не пишу псевдоним, поскольку Валерий никогда никакими псевдонимами не прикрывал свои убеждения и довольно резкие по отношению к институту власти устные и печатные высказывания. Слово из блатного и тюремного жаргона «кличка» тоже не применимо к этому яркому и деятельному человеку. А вот казаком его величают многие знакомые. Я — в их числе. Знаю, что так же называл и Юрий Поликарпович Кузнецов. В этом нет ничего уничижительного и иронического, наоборот, присутствует ёмкая характеристика его личности. Таким образ Валерия Латынина явила миру его судьба и он сам. Будущий поэт родился и вырос в казачьей станице на Дону в семье сельских учителей-словесников. И первые стихи, и первые рассказы были о казачьем крае и его свободолюбивых «насельниках», как назвал своих земляков в одном из стихотворений Валерий. О чём бы он впоследствии ни писал, казачий дух, казачий колорит, особый говор донцов буквально, «как шило из мешка», торчали из его строк. Вот одно из характерных стихотворений раннего периода «Смерть и бессмертие», оно написанного в 1978 году и посвящено казни Степана Разина и малодушию его брата Фрола: «Молчи, собака!» - Выкрикнул Степан, Распластанный на плахе палачами, Услышав, как постыдно Фрол упал, Род осквернив продажными словами. «Молчи, собака!» Но не всяк силён Тропою муку уходить в бессмертье. Фрол ослабел, предпочитает он Земской приказ — допросы вместо смерти. «Молчи, собака!» Больше силы нет Бороться Стеньке за родного брата — Расцвёл на плахе гордый горицвет, Ступени кровью, как огнём, объяты. Пусть голова насажена на кол, Над телом псы по-волчьи выгнут спины, Но всенародно умер Разин Фрол, А Стенька Разин перешёл в былины! Чёткая авторская позиция: обострённое неприятие диктата и насилия властей, трусости и раболепства, восхищение сильной личностью, стремление к казачьим идеалам свободы и справедливости в человеческом общежитии. Всё это стало главным, стратегическим направлением в творчестве Валерия Латынина. Литературные герои поэта-казака красивы, жизнерадостны, целеустремлённы, одухотворённы, жертвенны, если обстоятельства требуют встать на защиту Отечества и православной веры. Он пишет яркими, размашистыми мазками, создавая зримые образы и картины, запоминающиеся с первого прочтения: На казачьей стороне Непомерна дань войне. Что ни флигель, что ни хата — Похоронка на солдата. И не тесно в День Победы Грудятся за чаркой деды. Смотрят в душу со стены Не пришедшие с войны. На казачьей стороне Песни прадедов в цене. Нет станиц и хуторов Без гармоней, без хоров, Без казачьих переплясов, Без густых железных басов, Без частушек озорных. Вечным будет спрос на них. «На казачьей стороне» Колорит этого стихотворения переносит читателя в узнаваемую атмосферу казачьего куреня, а ритм, будто наигрыш гармошки, настраивает душу на песенный лад и ноги сами начинают приплясывать в такт звукописной строке. Невозможно не влюбиться в хуторскую красавицу, мастерски «вылепленную» в стихотворении «Казачка»: Всё круто в тебе замешали: Казачий характер и стать. В шелка и цыганские шали Не нужно тебя наряжать. Затмит их твой взор полудикий И трепет высокой груди. Такие фигуры и лики Забыты природой почти. Его активное вхождение в литературу пришлось на восьмидесятые годы ХХ века и совпало с периодом заочной учёбы в Литературном институте Даровитого автора заметили. В Новосибирске, где он в ту пору служил в редакции газеты Сибирского военного округа, стали приглашать на литературные вечера, проводимые местной писательской организацией, на телевидение, печатать в региональной прессе. Москва вскоре перехватила инициативу сибиряков и в 1986 году Латынина перевели в отдел художественной литературы журнала «Советский воин». Через три года Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота выдвинуло перспективного военного литератора кандидатом в депутаты Верховного Совета России. Но во время взлёта поэта грянула общенациональная трагедия — развал Советского Союза, под обломками которого была погребёна и многоязыкая советская литература. Несмотря на развал страны, армии и флота, государственной политики в отношении творческих союзов и книгоиздания, Валерий на первых порах пытался сочетать военную службу, депутатские обязанности, общественную работу по возрождению казачества, которой он занялся в конце восьмидесятых годов, и литературную деятельность. До 1992 года в различных московских издательствах вышло ещё несколько книг его стихов и поэтических переводов. Состоялся приём в Союз писателей России. Октябрь 1993 года поставил жирную пороховую точку на его офицерской карьере. Сорокалетний полковник не мог продолжать службу в одном строю с расстрельщиками народного парламента. Он написал об этой трагедии в стихотворении «Расстрел народной власти»: Чёрный дым над «белым домом». Нет позорнее минут — Перепившиеся гномы По гнезду Советов бьют. Застят путь измен Советы Узурпаторам Руси. И строчат по белу свету Репортёры Би-би-си... О своём неприятии горбачёвско-ельцинской политики, приведшей к сокрушению народного государства и втянувшей страну в дикий рынок, поэт недвусмысленно высказался ещё в апреле 1993 года со страницы газеты «Правда», опубликовав большую поэтическую подборку под заголовком «Слово казака». Среди других, весьма острых гражданских стихотворений, там было и такое послание политическим геростратам: Запах рыбы гниющей и шмыганье крыс — Вот итог ваших дел, Михаил и Борис! Вы пришли, как затменье великой страны, И помечены оба тавром сатаны. Естественно, что оставаться на службе ельцинскому режиму военный поэт не мог, однако и сидеть без дела на досадной атаманской кушетке было не в характере Латынина. Он возглавил Московское землячество казаков и стал поднимать потомков строителей и защитников России на защиту страны в период нового смутного времени. В эти годы Валерий пишет и публикует исторические очерки о казаках, рассказы, стихи, песни, активно работает в поэтической секции Московской городской организации Союза писателей России, проводит литературные вечера памяти М.А. Шолохова, Б.Н. Куликова, жертв расказачивания и раскулачивания, ездит по стране, помогая встать на ноги региональным казачьим организациям. А когда в Москву возвращается из Приднестровья генерал А.И. Лебедь, становится его соратником и помощником по взаимодействию с казачеством. Не случайно, победив на выборах губернатора Красноярского края, Александр Иванович одним из первых пригласил в свою команду Валерия Латынина. В Красноярске поэт не превращается в банального столоначальника, остаётся верен своим принципам, идеалам и музе. Он создаёт управление по делам казачества в администрации края, избирается заместителем руководителя краевой писательской организации, принимает активное участие в формировании казачьих гимназий и кадетских корпусов, курирует казачьи фермерские хозяйства. Близко сходится с одним из классиков русской литературы ХХ века В.П. Астафьевым, о котором впоследствии напишет трогательное эссе «На него смотрели со слезами восхищения». С доброжелательным напутствием Виктора Петровича в Красноярском книжном издательстве в 1999 году вышла первая книга прозы В.А. Латынина «Нестареющая боль». Вот как оценил признанный мастер рассказы молодого коллеги: «Вроде бы по натоптанному написано, а всё равно трогает до боли... Видно боль-то не знает возраста и изношенности. Да, тяжело читать такое про нас, русских родителепредателей, да что ж сделаешь, правду не спрятать и не заговорить, это не больные зубы». В издательстве «Московский писатель» в том же году увидела свет избранная поэзия В. Латынина — книга «Стихи трёх десятилетий», которая была отмечена литературной премией имени генералиссимуса А.В. Суворова и получила много доброжелательных откликов в прессе. В 2002 году юные читатели получили в подарок от поэта прекрасную книгу стихотворений для детей «Шуршун» в красочном оформлении красноярских художников И. Зуева и В. Егорова. Это была несколько неожиданная грань творчества гражданского лирика, но она лишний раз подтвердила, что за мужественным и свободолюбивым внешним образом скрывается нежная поэтическая душа. После гибели генерала Лебедя Валерий Латынин вернулся в Москву. Вернулся несколько в другую ситуацию, чем была при его отъезде в Сибирь. Эпоха Ельцина, Гайдара и иже с ними уходила в прошлое, началось непростое, но созидательное возрождение страны. Слово «патриот» перестало быть нарицательным. Можно было открыто заниматься патриотической работой с молодёжью. И поэт-патриот не преминул ею заняться. Он стал работать в общественном фонде «Центр национальной славы России», созданном по инициативе известного политика и главы РАО «Российские железные дороги» В.И. Якунина. Возглавил там военно-патриотические и юношеские программы. При поддержке фонда Валерий стал проводить в Москве и других регионах массовые патриотические мероприятия для школьников, кадет, казачат, тесно соединяя воедино духовную, физическую и интеллектуальную подготовку молодёжи к служению Отечеству, чтобы привить подросткам иммунитет против натиска безродной западной псевдокультуры, меркантильности и корыстолюбия, против всего того, что обличал Тарас Бульба в своём монологе: «Знаю, подло завелось теперь в земле нашей... Перенимают чёрт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своими не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке». На мероприятиях, организуемых Латыниным, рядом с офицерами, прошедшими через «горячие точки», всегда присутствуют мастера культуры и литературы не только из России, но и других славянских стран, прежде всего поэты. Он справедливо считает, что поэзия — самый короткий путь к человеческой душе. Активная общественная работа в его судьбе всегда идёт плечом к плечу с литературным творчеством и служит единой цели, которую поэт так обозначил в своём стихотворении «Державная молитва»: И пусть всё нелепо и дико, Тиранит вселенская грусть, О Крепкой, Святой и Великой Державе Российской молюсь! Как видно из всего сказанного выше, не только молится. Валерий Латынин неутомимо пишет стихи, прозу, публицистику, переводит поэзию иноязычных авторов ближнего и дальнего зарубежья. В издательстве «Вече» им созданы две серии: «Многоязыкая Россия» и «Библиотека современной славянской поэзии», в которых опубликованы замечательные поэты из Болгарии, Сербии, Дагестана, Татарстана. Помимо этого он возглавляет казачью секцию в Союзе писателей России и отдел поэзии международной литературной газеты «Писатель и мир». В России и за рубежом вышло более двадцати книг стихов, прозы, поэтических переводов В.А. Латынина. Его произведения переведены на десять иностранных языков. Всё, что делает Валерий на ниве литературы, получается добротно, легко и красиво, как у настоящего казака. Отсюда — и доброе литературное имя, и заслуженное признание коллег, российские и международные премии и награды. В девяностые годы прошлого века выдающийся русский критик Вадим Валерианович Кожинов назвал Валерия Латынина «безупречно красивым русским человеком и поэтом милостью божьей». Мне думается, что всей последующей жизнью и творчеством посланец Тихого Дона оправдывает эту высокую оценку. Владимир БОЯРИНОВ, председатель правления Московской городской организации Союза писателей России. На фото с мамой Еленой Емельяновной. Прислала В.Граф. Тэги: В городе культура юбилей
|
Konstantinovsk.ru
Информационный портал